vlavajir (vlavajir) wrote,
vlavajir
vlavajir

Эти знания мне не пригодятся...



На попытку разобраться в непростом вопросе о значении профессионального образования в современном обществе меня подтолкнул сегодняшний экзамен. Я работаю преподавателем в сузе, а точнее в железнодорожном техникуме и веду как общепрофессиональные дисциплины, так и специальные предметы (сейчас они называются «профессиональные модули»). Часто приходится слышать от студентов, что материал, который им дается на занятиях в жизни и в профессии не пригодится. В итоге «как-бы» студенты делают упор лишь на те знаниях и умениях (сейчас они называются «компетенции»), которые пригодятся в будущим. А зачастую этой фразой обучающиеся убеждают самих себя, что не нужно прикладывать усилий, нужно трудиться ровно столько, чтобы не отчислил.  На мой взгляд, причиной подобного поведения является принципиально иное отношение к знаниям, которые даются на занятии. Коммерциализация экономических отношений перенеслась во все жизненные сферы. Рыночный принцип поведения применяется и к знаниям. Знания и умения должны приносить максимальную прибыль. Кстати тот же принцип наблюдается и в отношении к одногруп
никам.

Предыдущее поколение студентов относились к любому знанию, как ценности и главным мотивом действия было не их применимость, а их ценность сама по себе. И это воспитывалось в школе. Знание гуманитарных дисциплин развивает общую культуру, духовно-нравственный уровень личности, формируют человека. Технические общепрофессиональные знания являются не только задатком для сложно организованных предметов на старших курсах, но и, развивая общую эрудированность, формируют интеллектуальные способности личности. Низведение всего целевого спектра образовательного процесса к практической применяемости невольно заставляет задуматься: «Зачем тогда вообще нужны средние учебные заведения?». Ведь рабочую профессию можно получить на платных курсах, которые организуют работодатели или независимые образовательные организации. Зачем вообще учиться, если можно освоить какую-то компетентность и работать с ней?

Здесь нужно в целом вспомнить, в чем заключается цель образования. Не однократно многие педагоги отмечали, что из образования убирается очень важная функция: формирование человеческого в человеке. Все эксперты, ученые, соискатели говорят о том, что общество испытывает духовный кризис. Наша молодёжь дезориентирована в смысловом и ценностном отношении, что без единой продуманной системы духовного-нравственного воспитания в школе смысловой кризис не преодолеть. Куча диссертаций и статей написано на эту тему. Разрабатываются формы и методы становления и развития духовных ценностей обучающихся. А воз и ныне там. Возможно, кому-то просто необходимо длить регресс и дебилизацию в обществе. Может быть кому-то и нужно, я н сомневаюсь, что это так, но почему никому не нужно преодолеть регресс и дебилизацию?! В конце концов, никто никому не завязывал руки работать именно в этом ключе. И не надо хвататься за автомат или посылать всех на три буквы, расписываясь в своей капитуляции. Другой вопрос, что при этом нужна определенная сплоченность педагогов, которые готовы так работать. Но и над этим тоже можно работать. И работаем

Возвращаюсь к рефлексии студентов своего собственного образования. На мои вопросы о том, зачем они учатся, многие студенты очной формы не могут ответить.
На экзамене по электронике и микропроцессорной технике с удивлением обнаружил, что предмет не знает никто даже на тройку. Из 30 студентов предмет не знает никто! Это какая-то новая ситуация вызвала оторопь. Конечно, в какой-то мере и преподаватель виноват в том, что никто ничего не знает. Раньше получалось так, что несколько человек в группе готовились к предмету (от 10 до 90% группы) и показывали свои знания. Попытки замерить эти знания сегодня показали результат строго равный 0! При этом нужно все время держать в голове, что отчислять нельзя, что каждый студент приносит прибыль предприятию и просто так взять и выбросить его мне никто не даст. Это заочники. Может быть группа такая, но тенденция чувствуется и она на лицо!

Спросил у помощника машиниста, студента заочного обучения, почему он решил получить среднее образование, на что получил ответ, что для того, чтобы стать инструктором необходимо образование. И действительно карьерный рост требует получения образования сначала среднего, а затем высшего. Но почему бы не организовать курсы (подороже) на которых учат начальников.  Боюсь, что в будущем к этому могут прийти и ликвидировать среднее образование как таковое. Мы уже прошли через этап ликвидации начального профессионального образования, так называемые ПТУ, которые были гармонично вписаны в советскую систему профессионального образования, которая в свою очередь была вписана в советское общество. ПТУ не вписалось в рынок. А техникум? С техникумом тоже не все так просто.

В моложёной среде упал престиж рабочих профессий. Грубо говоря, трудиться в наше время не модно. Труд и знание обесценились и это катастрофа для страны! Зная этот факт некоторые руководители учебных заведений привлекают абитуриентов в свои учебные заведения говоря, что среднее образование даст вам возможность не копать яму, а руководить и смотреть за землекопом. И тревожиться есть чему.

Мы являемся свидетелями серьезной «модернизации» на основе реальной ликвидации. 30 образовательных организаций среднего профессионального образования как «корова языком слизала».

Считает директор машиностроительного колледжа Новосибирска Петр Пешняк.

С учетом внешнеполитических вызовов, перед которыми стоит Россия, задача восстановления образования стоит как никогда остро. Если мы хотим обеспечить импортзамещения и снять опасную зависимость экономики страны от внешних рынков, то необходимо восстанавливать престиж рабочей профессии и ценность труда.

Какова же роль и место среднего профессионального в современной России и есть ли у него будущее? Об этом в следующий раз.
Tags: Образование, зона Ч, регресс
Subscribe
promo vlavajir march 5, 2015 19:05 1
Buy for 10 tokens
«Человек труда: духовно-нравственное воспитание и профессиональное призвание, гражданская позиция, роль в обществе». Так звучит часть темы форума Всероссийского русского народного собора, который прошел в Кемерово 13.02.15. Постараемся ответить на непростые вопросы. Что собой…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments