Сегодня много говорят о том, что перевод образования в сферу услуг – это негативное и даже разрушительное явление для образования. Попробуем подробнее рассмотреть вопрос образования как услуги.
Что такое услуга?
Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя ( А.А. Дайлидко Метрология, стандартизация и сертификация: Учебно-методическое пособие. 2009 г, с. 210).
Данное понятие относится к сфере рыночных отношений между производителем и потребителем. Для сферы образования производителем является образовательное учреждение, а потребителем - обучающийся. В любых взаимоотношениях производителя и потребителя есть третья сторона, так называемая НОС (независимая организация по сертификации), которая сертифицирует (лицензирует) деятельность или продукцию производителя с целью подтверждения качества товара (услуги, продукции и т.д.). Все это основы сертификации, которые прописаны в любом учебнике. НОС осуществляет оценку соответствия, т.е. если речь идет об образовательном учреждении (производитель) и образовании, как услуге, то НОС осуществляет проверку соответствия образования нормативным документам, т.е. в основном ФЗ 273 «Об образовании».
На практике НОС – это государственные инспекторы (эксперты) минобра. Процедура проверки соответствия превращается в проверку наличия локальных актов и документов образовательной организации и их соответствие ФЗ. Инспектор может закрыть любое учебное заведение, в котором выявлены такие несоответствия. В результате у преподавателей складывается впечатление, что инспектора – это такие танки от которых нужно строить баррикады в виде тонн бумаг, что конечно вызывает возмущение – преподаватели просто тонут в этих бумагах.
В условиях, когда еще существует тенденция закрытия филиалов университетов, подобная процедура превращается в инструмент решения этого вопроса.
Эта проблема обсуждалась в газете «Суть Времени» №115 в статье Павла Расинского «Искоренение высшего образования».
Автор пишет:
«В начале января 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) развития образования на 2016–2020 годы.
В одном из разделов этого документа предлагается следующее решение по улучшению высшего образования в России: «Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 процентов). Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах».
…
А еще раньше, в 2008 году, на совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России, состоялся интересный диалог между Дмитрием Медведевым, который тогда был президентом России, и Андреем Фурсенко, находившимся в то время на должности министра образования и науки РФ:
А. Фурсенко: Я повторю свою оценку. Сейчас у нас в России порядка тысячи вузов. Я считаю, что где-то порядка 150 способны, при определенных условиях, быть конкурентоспособными.
Д. Медведев: Так это меньше чем 20 процентов.
А. Фурсенко: 15–20 процентов, я назвал, но в них больше студентов, чем в других, может быть, а в целом...
Д. Медведев: Сколько нам нужно университетов, на Ваш взгляд, в масштабах страны, численности населения?
А. Фурсенко: Я думаю, что если говорить об университетах, то опять же моя оценка, что это где-то до 50.
Д. Медведев: А высших учебных заведений?
А. Фурсенко: 150–200 максимум.
Многие руководители даже крупных и успешных образовательных организаций говорят о том, что главная цель в этой зоне турбулентности сегодня просто выжить.
Кстати, ни в одной стране мира государство не является субъектом аккредитации и лицензирования образовательных учреждений. У нас эта мера объясняется тем, что сейчас идет переходный период (25 лет переходного периода – это перебор). Т.е. я хочу сказать лишь, то, что в идеале для реформаторов ни учебные заведения, ни лицензирующие органы не должны быть государственные. Т.е. государство постепенно уходит из образования и сохраняется лишь в виде обязательных требований в виде ФЗ «Об образовании». Образование постепенно превращается из безальтернативного общественно необходимого действия (БОНД) в услугу.
Против образования ведется война, война на уничтожение. Потому, что превращение образование в услугу – это смерть образования. Либо образование, либо услуга.
Journal information