vlavajir (vlavajir) wrote,
vlavajir
vlavajir

Categories:

Воспитание через труд в Кузбассе

Форум Кемерово

«Человек труда: духовно-нравственное воспитание и профессиональное призвание, гражданская позиция, роль в обществе».
Так звучит часть темы форума Всероссийского русского народного собора, который прошел в Кемерово 13.02.15.
Постараемся ответить на непростые вопросы. Что собой  представляет духовно-нравственное воспитание и человек труда.


Вот что говорят участники собора:

В итоговом документе изложены следующие рекомендации:
Совершенствовать программы высших и средних образовательных учреждений. Последние в обязательном порядке должны включать весь спектр предлагаемых культурологических модулей на протяжении всех лет обучения. Сегодняшние студенты и школьники — это завтрашние руководители и труженики предприятий. В связи с тем, что современная система образования в наименьшей степени обращает внимание на воспитание учащихся, а ставит перед собой задачу, прежде всего, дать ученику или студенту сумму знаний — преподавание основ традиционных религий и светской этики (выд. - vlav.) будет способствовать укреплению духовного иммунитета человеческой личности. В последующем труд возрастающих специалистов будет более совестливым, качественным и плодотворным.

Значит, речь идет о внедрении в уже существующие образовательные программы «преподавание основ традиционных религий и светской этики».

Зададимся вопросом: «Можно ли добиться повышения духовно-нравственного уровня внедрением в существующие образовательные программы некоторых элементов?».

Для ответа на этот вопрос я хотел бы сконцентрироваться на общей проблеме воспитания человека и его образования. Ведь не решая общую проблему образования и кризиса человека в целом нельзя решить проблему нравственности. И, исходя из анализа и глубины кризиса образования и воспитания в целом, подчеркнуть невозможность такого «воспитания», которое нам предлагают организаторы Собора.

Обратимся к книге в которой рассматривается ключевая проблема существующего образования и человека, как такового «Человек исчезающий». Авторы : Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии и Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор Кубанского государственного университета, ведущий научный сотрудник института социологии РАН

Российский же капитализм не имел никакого религиозного и культурного фундамента. Он опирался почти исключительно на идеи высокого уровня жизни и потребления, которые и заняли место господствующих ценностей.

В сфере культуры и государственной политики сложилась ситуация, которая может быть обозначена как кризис идеального, или проще говоря – нравственный кризис».

Капитализм в России не опирался на религиозную этику (в отличие от западного капитализма см. работу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»), да и вообще ни на какую этику он не опирался. А опирался он на потреблятство и комфорт. И возвел это в культ. Сегодня вожделение к желаемым вещам являются основным стимулом к существованию. Поэтому это системообразующий элемент общества, который воспроизводится во всех сферах жизнидеятельности человека: культура, политика, СМИ, образование (чего стоит цитата Фурсенко), семья, детство.

Возможно ли без изменения базовых ценностей общества изменение духовно-нравственной сферы человека? Новые программы, наложенные на существующую потребительскую систему образования, где образование преподносится как услуга – это как мертвому припарки.

Продолжаем читать книгу:

Образование – один из видов антропологического и социального проектирования.
…Образование интегрирует религиозные, морально-правовые, идеологические и политические представления о человеке и обществе в процессе формирования личности.

И в этом смысле участники Собора верно замечают, что без какого-то изменения в школе ничего не выйдет.
Далее авторы предлагают рассмотреть образование, как виде целенаправленной деятельности человека (См. рис. ниже).

схема

«В этом случае субъект деятельности – это педагог (на схеме обозначен буквой П, учитель или воспитатель), обладающий опредѐленными знаниями, опытом и ценностями и следующий определѐнным нормам. С помощью специальных инструментов и методов он передает содержание, преобразуя предмет труда. Предмет – это ученик, который преобразуется в продукт – выпускника, обладающего заданной совокупностью качеств. Любая деятельность всегда разворачивается в конкретном культурном, экономическом и социальном кон-
тексте.

Ключевые позиции на схеме – это координатор (К), выполняющий функции организации и управления деятельностью и цели, в направлении которых координатор организует всю систему. Мы полагаем, что в основании целей образования всегда лежит некий социальный и антропологический проект (имеющий, как правило, сложное религиозное, философское, политическое и идеологическое основания).

Такой проект включает в себя идеал общества и человека, соответствующего этому обществу. Из этого идеала и специфических потребностей общества рождается социальный заказ на воспроизводство определѐнного человеческого типа, что и составляет главную социальную функцию образования».

Лишь понимая то, что собой представляет человек и каким должно быть общество, мы можем предполагать, каким и зачем он может и должен стать.
Исходя из данного объяснения сути образования задаемся вопросом: «А какой продукт труда на выходе кураторы хотят получить? И под какой проект формируется определенный тип личности с определенным набором качеств?»

Ответ на второй вопрос очевиде, если вспомнить бывшего министра образования Фурсенко, то все станет ясно:

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других


Весь проект - вхождение в цивилизованный Запада.
Набор качеств выпускника или формируемой личности должен соответствовать квалифицированному потребителю. Но тема ВРНС задает еще одно качество, о котором Фурсенко не упомянул. Что это за качество?
Для ответа на этот вопрос обратимся к самому ВРНС.

Тема духовно нравственного воспитания трудящихся поднималась ВРНС на VII Всемирном Русском Народном Соборе «Вера и труд: Духовно-культурные традиции и экономическое будущее России».
На второй день участники форума продолжили обсуждение в трех тематических секциях: «Труд, социально-экономические отношения и нравственность», «Через национальную промышленную политику - к экономическому процветанию России», «Духовно-нравственные и культурные основы национального хозяйствования».
На секции
«Духовно-нравственные и культурные основы национального хозяйствования» «докладчики посетовали на отсутствие в современной России идеологии труда, которая была в советское время, когда была налажена система поощрения трудящихся. Ганичев напомнил слова преподобного Варсонофия Великого, перефразировав которые, сказал: «Кто соединяет смирение и труд – тот и спасется», а также слова апостола Павла: «кто не работает – да не ешь» и Серафима Саровского: «праздность – большая беда».

Итак, кураторы хотят получить на выходе дополнительно к уже существующему набору качеств еще и смиренного человека труда. Этим определяются и средства: «духовная и светская этика» в учебные программы.
Но что это значит в реальности? На этот вопрос отвечает блогер redeyser тут.

В СССР была четко заданная схема воспитания и образования. Проект – коммунизм, Куратор – партия, конечный продукт – всесторонне развития личность, будущий строитель коммунизма. И все это знали наизусть. И, между прочим, лучшая система образования была в мире. И труд занимал особую роль в системе воспитания. Труд в социалистическом государстве носил особый статус. Была вера в труд и его преобразующее начало. Советское государство – это первое в мире государство рабочих и крестьян, т.е. на определенном этапе реальным хозяином был человек труда. Это и сформировали определенные ценности. Труд носил системообразующий и государствообразующий статус. Служил народу, его нуждам и его историческому предназначению.

Что же нам предлагают участники Собора?

Труд в условиях капиталистического общества служит исключительно капиталу. Искусственное и бессодержательное возвеличивание труда «сверху» с сохранением существующего социального порядка – это игра на усмирение социального протеста рабочих, через православную церковь. Труд в капитализме отчужден от рабочего (более подробно рабочих в капиталистическом обществе можно прочитать у sophya_sib здесь).

Мы видим попытки криминального капитала подчинить себе институт церкви и в качестве идеологической надстройки взять идею спасения с целью порабощения рабочего.
Данная постановка вопроса и попытка его разрешения говорит о сохранение советских форм и методов с иным содержание. Даже не иным, а противоположным. Потому что капиталистическое общество по определению существует за счет эксплуатации и отчуждении труда.

Призыв «Кто соединяет смирение и труд – тот и спасется» в условиях доминирования криминально буржуазного общества очень двусмысленен.

Нарастает социальное неблагополучие граждан. Призыв соединить смирение и труд в таких условиях – это призыв к смирению перед все возрастающем социальным расслоением общества, перед социальной несправедливостью, перед социальной нестабильность, перед эксплуатацией капитала. Это призыв к труду на криминальный капитал.

В условиях роста напряжения и формирования точки бифуркации в Кузбассе подобные лозунги – это попытка накрыть кастрюлю, где закипает социальный протест, крышкой нравственности и смирения ради спасения.
Спасением называется  труд на криминальный капитал.

И все это происходит под эгидой церкви, что особенно неприятно и только дискредитирует ее.

Tags: Кузбасс, труд, церковь
Subscribe
promo vlavajir march 5, 2015 19:05 1
Buy for 10 tokens
«Человек труда: духовно-нравственное воспитание и профессиональное призвание, гражданская позиция, роль в обществе». Так звучит часть темы форума Всероссийского русского народного собора, который прошел в Кемерово 13.02.15. Постараемся ответить на непростые вопросы. Что собой…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment